сhrz@polyot.ru
05.11.2020

Умный свет в школах и система 103



Как старейшее оборонное предприятие Челябинска перестраивается под современные реалии.

В девяти школах Челябинска появится умный свет — светодиодные светильники с функцией управления яркостью, датчики и специальное программное обеспечение, которое позволит управлять освещением и обеспечивать его равномерное распределение в классе. Благодаря датчикам движения, свет в коридорах, кабинетах и подсобных учреждениях будет включаться только в присутствии людей. Применение энергосберегающих технологий позволит сократить затраты на энергопотребление на 40%, сообщила пресс-служба правительства региона. Интересно, что в результате проведенных конкурсных процедур победителем признана не одна из коммерческих организаций, ранее известных на рынке таких услуг, а оборонное предприятие, которое больше полувека специализируется на выпуске систем навигации и посадки — Челябинский радиозавод «Полет». Таким образом предприятие диверсифицирует производство, соответствуя требованиям современного рынка. 

DSC_0003.JPG

Мы решили подробнее узнать, как живет и развивается один из уникальных заводов, который еще несколько лет назад был на грани закрытия.
Челябинский радиозавод «Полет» работает с 1952 года, являясь самым крупным промышленным предприятием в Центральном районе Челябинска. С момента создания оно специализируется на разработке и производстве систем навигации и посадки, которые устанавливали на корабли-авианосцы, оснащали аэропорты. До начала нулевых предприятие старалось соответствовать веяниям времени, выпуская товары народного потребления — магнитофоны и радиоприемники. А потом начался застой и завод едва не оказался на грани закрытия. Из кризиса компанию, которая сегодня входит в структуру «Ростеха», начали выводить с 2016 года. Об этом хорошо помнят сотрудники, которые работают здесь династиями.

«На предприятие я устроился в 2005 году. До этого, являясь директором частного предприятия  по производству антенн КВ, УКВ и СВЧ-диапазонов, на протяжении нескольких лет сотрудничал с „Полетом“. У бизнеса в начале двухтысячных возникли трудности, и я решил, что накопленные знания и опыт будут полезны для работы над более глобальными задачами. В те годы и у завода были трудности с финансированием, на протяжении нескольких месяцев сотрудникам не выплачивалась заработная плата. Свою первую зарплату в должности начальника управления средств связи я получил лишь спустя два месяца, — рассказывает почетный радист, заместитель начальника центра по сопровождению серийных изделий Владимир Уманец. — Из плюсов того периода могу отметить процесс кооперации, сокращение производственных издержек. Эта политика актуальна и сегодня, так как максимум добавленной стоимости создается на конечном этапе производства, окончательной сборки изделия. Чтобы исправить проблему нехватки финансирования, до 2012 года активно продавались активы предприятия: корпуса вдоль Лесопарковой, здание бизнес-центра „Полет“. Такое решение помогало предприятию выживать, но не решало  проблемы с финансированием  разработки и модернизации изделий. Говоря прямо: два года назад новое руководство получило подразделение опытно-конструкторского бюро в плачевном состоянии. Молодой талантливой молодежи практически не было, а костяк бюро, на котором держалось подразделение, ушел на пенсию. При этом институт наставничества не функционировал, преемственность поколений была практически утеряна».

По словам Владимира Уманца, это привело к тому, что возможности предприятия по разработке новых изделий резко сократились.  Кроме того, под разными предлогами идеи и наработки инженеров, даже очень перспективные, могли годами оставаться на бумаге, а конкуренты не только выпускали аналогичные изделия, но и их модификации. Сейчас наконец есть возможность воплощать новые идеи конструкторов в жизнь. Необходимость и ценность этих решений подтверждается готовностью государственных институтов развития инвестировать средства в  разработки «Полета»: новый радиолокатор «Миасс», систему РСП-2СТ.

«Диверсификацию производства, кардинальную смену продуктовой линейки в соответствии с требованиями рынка я считаю заслугой нынешнего руководства предприятия. Сегодня на предприятии формируется Центр компетенций  по модернизации аэродромной инфраструктуры, „Полет“ является одним из ключевых исполнителей программы цифровизации российской экономики, — говорит сотрудник. — На нашем предприятии наблюдается приток молодых талантливых специалистов. В первую очередь, это стало возможным благодаря улучшению социальной политики: стабильной заработной плате, программам обучения и льготам».

Мнение ветерана подтверждает и один из молодых сотрудников — Владимир Волосников, сегодня возглавляющий отдел перспективных проектов. На предприятии он работает уже больше десяти лет — пришел на завод еще студентом четвертого курса приборостроительного факультета ЮУрГУ.

«За время моей работы на предприятии я наблюдал различные этапы жизненного цикла зрелой компании. До 2016 года завод не развивался со всеми сопутствующими проблемами: низкий уровень оплаты труда, негативный климат в коллективе, отсутствие новых разработок. Компании нужен был сильный лидер, разделяющий ценности завода и коллектива, способный создать профессиональную команду управления, принять и исполнять долгосрочную стратегию развития. Сегодня мы видим такую команду. На предприятии уделяется большое внимание инженерному персоналу, создан кадровый резерв, проводятся обучающие курсы, открываются перспективные проекты, в которых я принимаю активное участие, — говорит Владимир Волосников. — Завод быстро меняется, становится современным конкурентным предприятием. Развивает свои компетенции и сильные стороны. Есть уверенность, что руководство знает, что делать и как действовать в условиях новых вызовов».
При этом, по словам работника, предприятие продолжает функционировать на высокорискованных рынках и сильно зависит от изменения внешней среды. Поэтому диверсификация, работа с новыми заказчиками и создание перспективных изделий — жизненная необходимость компании, которая воплощается в жизнь реальными делами сегодняшнего дня.

«Завод трансформируется из узкоспециализированной производственной компании в мультирыночную структуру с собственными распределенными R& D центрами, проектными офисами, сетью кооперации и широкими партнерскими связями. Применяются современные подходы в организации компании и управления. Активно внедряются цифровые технологии, поддерживаются социальные проекты. Завод становится центром притяжения талантливой молодежи. Преображается инфраструктура завода и сопредельная городская территория. Здесь стало приятно работать и отдыхать. Конечно, для реализации столь масштабных изменений требуется время», — отметил начальник отдела.


IMG_4028.JPG


  Среди интересных проектов, которые как раз и нужны для диверсификации производства и работы в современных условиях, —  умный свет в школах Челябинска (монтаж завершат зимой 2021 года), а также крайне важный сегодня проект —  система управления муниципалитетом, реализованная на базе платформы «Умный город». Кроме того, в 2020 году был реализован проект диспетчеризации службы «103» в ЯНАО. Система интегрирована с диспетчерской скорой помощи, картами вызовов пациентов и картографическими сервисами. При вызове система определит: где находится абонент, на каком расстоянии находятся кареты скорой помощи, есть ли у бригад необходимое оборудование и медикаменты. После этого автоматически назначается бригада на вызов и выстраивается кратчайший маршрут, а информация передается в машину скорой помощи без участия оператора.  Разработанное решение позволяет более чем на 30% повысить скорость реагирования на вызовы. 

По словам генерального директора ЧРЗ «Полет» Александра Нестерова, сегодня предприятие реализует стратегию Ростеха «От железа к интеллекту». Задача — разработать современные высокотехнологичные решения, которые будут востребованы на современном конкурентном рынке.

«Что определяет наше движение вперед: современный мир наполнен огромным количеством предложений, но заказчик, работающий в таких высокотехнологичных сферах как радиоэлектроника и обеспечение безопасности, нуждается в комплексных решениях. Именно поэтому сегодня мы делаем ставку на реализацию комплексных проектов. Сегодня руководством концерна „Вега“ и холдинга „Росэлектроника“, в которые входит „Полет“, поставлена задача создать на базе предприятия центр компетенций по модернизации аэродромной инфраструктуры, специалисты которого, используя накопленный опыт по разработке, внедрению и сопряжению изделий, будут разрабатывать и внедрять комплексные решения под „ключ“. „Полет“ в таких проектах участвует уже в статусе генерального подрядчика: завершаются работы в Старой Руссе, приступаем к модернизации аэродрома „Южный“ в Таганроге. Это комплекс мероприятий по реконструкции и модернизации объектов, включая поставку систем радиолокации, систем управления воздушным сообщением. Мы осваиваем и смежные отрасли, занимаясь разработкой изделий связи», — рассказывает руководитель. 

«Диверсификация производства — одна из задач в рамках формирования большой экосистемы ЧРЗ „Полет“. Согласно задаче, поставленной президентом РФ перед предприятиями оборонно-промышленного комплекса, мы должны двигаться в сторону развития производства гражданской продукции и выходить таким образом на новый уровень. При этом высокотехнологичные гражданские рынки отличает очень высокая конкуренция с колоссальными инвестиционными вливаниями. Определяя новое направление для развития, мы представили аэропорт  как мини-модель города, только с более высокими стандартами обслуживания, безопасности. Так, с опорой на существующий опыт, родилась концепция развития Центра компетенций „Умный город. Цифровой регион“. Так появилась система автоматической диспетчеризации  скорой помощи в Салехарде, платформа управления ЖКХ в Кыштыме, в ближайшее время начнутся работы по модернизации систем освещения в девяти челябинских школах», — говорит топ-менеджер.

По словам Александра Нестерова, все это не просто гражданские решения. Руководство предприятия видит, как стремительно технологии на основе искусственного интеллекта входят в повседневную жизнь. «Умные» светофоры, которые меняют циклы в зависимости от траффика в конкретный период, «умное» освещение в зависимости от естественной освещенности помещения и количества людей в нем, автоматически регулирующее уровень света, неонатальные боксы, которые самостоятельно поддерживают микроклимат, системы видеонаблюдения с идентификацией и т. д. 

Параллельно инженеры предприятия разрабатывают «умную» систему, которая позволит  отслеживать техническое состояние «полетовских» изделий — локаторов, систем навигации и посадки — в режиме реального времени. Это позволит оперативно и эффективно предотвращать возможные перебои в работе оборудования, предлагать технические решения по модернизации.
«Полет делает ставку на технологичность и растущую потребность в таких проектах. Поэтому на базе предприятия в 2020 году открыт центр демонстрации технических решений всех предприятий радиоэлектронного комплекса Ростеха по проекту „Умный город“. Мы регулярно встречаемся с представителями муниципалитетов, рассказываем о том, что у нас есть. Они заинтересованы в сотрудничестве, поэтому рассчитываю на серьезный рост контрактации в 2021 году по этой тематике, — отмечает директор. — С другой стороны, сегодня руководство ЧРЗ „Полет“ при активной поддержке концерна „Вега“ как управляющей компании активно инвестирует в человеческий капитал, чтобы в будущем было кому разрабатывать и производить новые продукты, чтобы предприятие развивалось. Мы стараемся вкладывать деньги в сотрудников, в привлечение молодых специалистов и укрепление династий — а у нас работают поколениями».

Сейчас на «Полете» создали общественный совет сотрудников, где решаются все текущие вопросы, а руководители отчитываются перед коллективом об исполнении их пожеланий. Предприятие поддерживает ветеранов — а их у завода больше четырех тысяч.  Есть программы поддержки и развития для молодежи, сотрудники принимают активное участие в федеральных форумах и конкурсах профессионального мастерства. Все усилия в кадровой работе направлены на создание эффективного диалога между работниками и руководством, трансформации отживших форматов работы в новые, высокоэффективные инструменты.

«„Полет“ — это завод традиций и сегодня мы пытаемся вдохнуть в них свежее дыхание, делаем ставку на то, чтобы основные активности молодежи были связаны с будущим завода, чтобы формировалась здоровая конкуренция и в конечном счете предприятие развивалось», — заключил Александр Нестеров.

Источник - https://www.znak.com/2020-11-05/kak_stareyshee_oboronnoe_predpriyatie_chelyabinska_perestraivaetsya_....